История 8-й МТАД

На 22 июня 1941 года на вооружении 8-я бомбардировочная авиационная бригада Военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота базировалась в Ленинградской области на аэродромах Беззаботное, Керстово, Котлы, Копорье, Клопицы, в составе: 15 СБ (из них два неисправных), 61 ДБ-3 (из них 4 неисправных) и 21 ДБ-3ф при 115 лётчиках.

24 июня 1941 года в полном составе (70 самолётов) была поднята для уничтожения морского десанта, обнаруженного в двадцати милях севернее Либавы, однако десант обнаружить не удалось и самолёты нанесли удар по запасной цели – порту Мемель, во время вылета было потеряно 2 самолёта. До конца июня 1941 года бригада была задействована против Финляндии: наносила бомбардировочные удары по аэродромам, бомбила пушечный завод в Турку, ставила ночью с воздуха мины на подходах к морским базам Хельсинки, Котка и Турку.

30 июня 1941 года в полном составе, без истребительного прикрытия, наносила удар по переправам немецких войск через р. Западную Двину в районе Даугавпилсе, при этом налёте понесла очень большие потери: в бригаде осталось только 37 бомбардировщиков ДБ-3 и ДБ-3ф и 2 СБ.

Весь июль 1941 года бригада действовала в основном в интересах Северо-Западного фронта, нанося бомбовые удары по войскам противника в районе Луги, Осьмино, Кингисеппа, Гдова, озера Самро, Пскова, Порхова, Дно, Таллина, предпринимались попытки бомбардировки порта Мемель.

13 июля 1941 года бригада в Рижском заливе нанесла удар по конвою противника в составе сорока кораблей, идущих с войсками, вооружением и боеприпасами из Либавы в Ригу.

Также всё время с начала войны осуществляла разведывательные вылеты.

В ночь на 8 августа 1941 года 1-й минно-торпедный авиационный полк из состава бригады, на основе которого была создана особая группа, нанёс с острова Сааремаа первый бомбовый удар по Берлину.

С сентября 1941 года действует на подступах к Ленинграду: наносит удары по артиллерийским батареям противника, живой силе и технике на линии фронта, боевым кораблям и транспортам в Финском заливе и Балтийском море, ставит мины на морских фарватерах. Базируется на аэродроме Богослово, используя Ленинградский аэродром как резервный и как аэродром подскока. 16 сентября совершает налёт на Кириши, в том числе силами бригады 4-5 октября наносится удар в районе Сашино – Низино – Новый Петергоф, с целью обеспечения высадки Петергофского десанта. В течение ноября-декабря действует на тихвинском направлении в районах Кириши — Будогощь – Тихвин.

15 декабря 1941 года наносит удар по Гдову, 9 января 1942 года – по Луге.

12 июля 1943 года 8-я бомбардировочная авиационная бригада переформирована в 8-ю минно-торпедную авиационную дивизию ВВС КБФ.

В 1943 году авиационная дивизия успешно выполняла специальные задачи Военного Совета Ленинградского фронта по нанесении ударов по военно-морским базам противника и нарушению морских коммуникаций, контрбатарейной борьбе и принимала участие в операциях фронта. За 1943 год произведено 4545 боевых самолётовылетов. Потоплено: 51 транспорт – общим водоизмещением 231 100 т., 3 танкера – общим водоизмещением 20 000 т., 1 канонерская лодка, 7 других судов. Выставлено 450 мин на подступах к ВМБ и портам противника. На сухопутном участке фронта разрушены ж.д. мост Нарва и выведен из строя ж.д. мосты Кингисепп, уничтожено: 7 артиллерийских и зенитных батарей, 9 ж.д. эшелонов, 12 складов боеприпасов, 24 дзотов и т.д. Истребителями дивизии уничтожено 47 самолётов противника.

27 января 1944 года 8-й минно-торпедной авиационной дивизии присвоено почетное наименование «Гатчинская», а 22 марта 1944 года авиационная дивизия награждена орденом Красного Знамени.

С мая 1944 по февраль 1945 года дивизией совершено 8850 боевых вылетов, в результате которых нанесён большой ущерб в живой силе и технике противника, потоплено: 135 ТР, 23 СКР, 13 ТЩ, 7 ПЛ, 3 ММ, 6 БДБ и крейсер ПВА «Ниобе».

Командиры:
полковник Логинов Николай Константинович с 1941 по 10 августа 1942
полковник Преображенский Евгений Николаевич с 10 августа 1942 по 23 марта 1943
полковник Суханов Александр Николаевич с 24 марта 1943 по 29 августа 1944
полковник Курочкин Михаил Алексеевич с 30 августа 1944 по 9 мая 1945

Состав:
1-й гв. минно-торпедный авиационный Клайпедский Краснознаменный полк ВМФ – с 1940
51-й минно-торпедный авиационный Таллинский Краснознаменный орденов Ушакова и Нахимова полк ВМФ – с июня 1944
12-й гв. пикирующий бомбардировочный авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВМФ – с 10 сентября 1941
14-й гв. истребительный авиационный Клайпедский Дважды Краснознаменный ордена Ушакова II степени полк ВМФ – с сентября 1944
21-й истребительный авиационный Кенигсбергский Краснознаменный ордена Суворова полк ВМФ – с 4 августа 1942
17-й отдельный транспортный авиационный отряд – с 1940 по 1942

Источник:

http://www.nashapobeda.lv/2248.html

 

 

Следует отметить, что не все части и соединения, включённые в эту статью, начинали свою историю как минно-торпедные или бомбардировочные. Так случилось с 4-й авиационной бригадой ВВС Балтийского моря, которая была сформирована в 1929 г. из трёх разведывательных авиачастей (62-й ОМРАЭ, 62-го ОМРАО и 66-го ОМРАО). Но в апреле 1932 г. 4-я АБ была переименована в 505-ю (бомбардировочную) авиационную бригаду, а входившие в её состав части стали именоваться 121-й МТБАЭ, 122-й МТБАЭ и 19-й МРАЭ. На их вооружении состояли летающие лодки и поплавковые самолёты S-626hc, ТБ-1а, МР-1, МР-6. В 1933 г. это соединение стало именоваться 105-й МТАБ.

В конце 1936 г. на Балтике формируется первое соединение колёсных бомбардировщиков — 139-я скоростная бомбардировочная авиационная бригада. Скоростной она числилась только по наименованию, так как её эскадрильи (46-я 47-я СБАЭ) на тот момент не имели ни одного современного бомбардировщика.

Весной 1938 г., в ходе реорганизации Морской Авиации в составе ВВС БФ, из этих бригад были сформированы две авиационные части нового типа — 15-й морской бомбардировочный авиационный полк, вооружённый самолётами МБР-2 и ДБ-3, и 57-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, вооружённый самолётами СБ. Ещё одна часть — 1-й минно-торпедный авиационный полк, был тогда же сформирован на базе 27-й МТАЭ ВВС БФ, которая, в свою очередь, была создана в конце 1936 г. На его вооружении состояли самолёты ДБ-3б.

Дуглас Бостон А-20 МТА ВВС БФ над Берлином

В апреле 1939 г. 1-й МТАП, 15-й МБАП и 57-й СБАП были сведены в новую авиабригаду, которая получила наименование — 8-я бомбардировочная авиационная бригада. Тогда же из разведывательных эскадрилий ВВС БФ была сформирована 9-я (разведывательная) авиационная бригада. Это соединение просуществовало всего несколько месяцев, и осенью того же года было расформировано. Части, входящие в его состав, были обращены на формирование новой бригады — 10-й АБ ВВС БФ, которая стала дислоцироваться в Эстонии1. Первоначально она также содержала только части лодочной разведывательной авиации (12-я, 43-я и 44-я ОМРАЭ). В этом же году 15-й МБАП был переформирован в отдельный разведывательный полк, передав свои самолёты ДБ-3 в 1-й МТАП.2

Таким составом (1-й МТАП и 57-й СБАП) бомбардировочная и торпедоносная авиация БФ в ноябре 1939 г. подошла к Зимней войне с Финляндией. В ней насчитывалось 111 самолётов (60 ДБ-3 и 51 СБ).

В ходе войны 10-я АБ была переформирована в смешанную, куда, кроме разведчиков, включили подразделения истребителей и бомбардировщиков.

В середине 1940 г. на базе трёх АЭ 57-го СБАП и двух отдельных СБАЭ 10-й авиабригады была сформирована новая авиационная часть — 73-й БАП, вооружённый самолётами СБ.

К началу Великой Отечественной войны бомбардировочная и торпедоносная авиация ВВС БФ насчитывала 172 самолёта ДБ-3, СБ и Ар-23. Несмотря на тяжёлые потери в самолётах и личном составе в первом периоде войны, части бомбардировочной и минно-торпедной авиации сохранились. Более того, весной 1942г. они пополнились двумя ночными бомбардировочными эскадрильями — 25-й и 52-й НБАЭ, вооружёнными самолётами У-2б. И только в июне того же года 57-й БАП стал пикировочно-штурмовым полком и выбыл из состава БА и МТА. На его вооружении состояли самолёты Ил-2 и Пе-2.

За мужество и героизм, проявленные личным составом частей МТА и БА в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 1-й МТАП в январе 1942 г. и 73-й БАП в январе 1944 г. были преобразованы в 1 -й гв. МТАП и в 12-й гв. ПБАП соответственно.

В начале 1943 г. 1-й гв. МТАП получил на вооружение, в дополнение к Ил-4 (ДБ-3ф), американские самолёты Дуглас А-20 «Бостон».

В ноябре 1943 г. началось формирование ещё одной части МТА— 51-го МТАП, также вооружённого самолётами А-20 «Бостон». На это был обращен ряд частей ВВС БФ, в том числе, 25-я и 52-я эскадрильи.

К 9 мая 1945 г. в составе частей МТА и БА ВВС БФ насчитывалось около 125 самолётов Ил-4, А-20 «Бостон» и Пе-2.

В 1947 г. минно-торпедная авиация БФ пополнилась 19-й МТАД, переданной из подчинения ГК ВМФ. Её полки (66-й и 68-й МТАП) были вооружены самолётами А-20 «Бостон». В это же время на вооружение частей МТА стали поступать торпедоносцы Ту-2.

В 1950 г. произошло весьма странное переформирование 575-го гв. ДБАП (бывш. 12-й гв. ПБАП) в штурмовой полк на самолётах Ил-10. Тогда же из ВВС Советской Армии была принята 4-я гв. БАД на самолётах Пе-2. Её полки — 119-й гв., 124-й гв. и 126-й гв. БАП, прославились в годы Великой Отечественной войны. После принятия в состав Морской авиации ВМФ сама дивизия и её полки были переименованы в 587-ю гв. МТАД, 1531-й гв., 1532-й гв. и 1533-й гв. МТАП соответственно.

В течение 1951-1952 гг. минно-торпедная авиация БФ перевооружилась на самолёты Ил-28, однако поршневые самолёты ещё некоторое время использовались в учебных целях, после чего были либо списаны, либо переданы в подразделения буксировочной авиации.

В 1955 г. МТА БФ пополнилась ещё одним прославленным соединением бомбардировочной авиации — 57-й ТБАД (170-й гв. и 240-й гв. ТБАП), вооружённой самолётами Ту-4. В этом году многие части ВВС ВМФ, в том числе, БФ в очередной раз сменили свои номера (578-я МТАД стала именоваться 128-й МТАД, а её полки — 920-м гв., 921 -м гв. и 923-м гв. МТАП), но данной дивизии и её полков это не коснулось. Вскоре на вооружение её полков стали поступать самолёты Ту-16, сначала в бомбардировочном, а в 1957 г. — в ракетоносном варианте. Сама же дивизия стала именоваться 57-й МТАД ДД (170-й гв. МТАП ДД и 240-й гв. МТАП АД).

К началу «хрущёвского» сокращения Советской Армии минно-торпедная авиация БФ успела пополниться ещё одной авиационной частью — 12-м тяжёлым авиационным полком на самолётах Ту- 16кс, переданным из состава ВВС Советской Армии. В Морской Авиации он стал именоваться 12-м МТАП ДД.

К 1960 г., когда начались основные мероприятия «военной реформы», минно-торпедная авиация БФ насчитывала три дивизии торпедоносцев Ил-28: 8-ю МТАД, 19-ю МТАД и 128-ю гв. МТАД (бывш. 587-я гв. МТАД), в составе которых имелось семь полков. Кроме того, имелось три полка ракетоносцев Ту-16кс, два из которых входили в 57-ю МТАД ДД и ещё один полк — 12-й ОМТАП ДД, был отдельным.

К концу 1960 г. соединения торпедоносцев Авиации БФ были полностью расформированы, несмотря на их прошлые боевые заслуги, а полки, вооружённые ракетоносцами, сохранены.

В 1961 г. управление 57-й МТАД ДД и 240-й МТАП ДД были повторно переданы в состав ВВС Советской Армии, но в июле 1963 г. их окончательно вернули морякам. К этому времени появилось новое наименование — морская ракетоносная авиация, и теперь дивизия и её полки стали именоваться 57-й МРАД, 170-м гв. МРАП и 240-м гв. МРАП. Ракетоносным стали 12-й авиаполк.

В середине 1961 г. на Балтике было сформировано новое соединение — 384-я МТАД, управление которой разместилось на аэр. Скультэ. Очевидно, командование ВМФ, хотя и запоздало, но всё же поняло поспешность ликвидации торпедоносной авиации. В 384-ю МТАД вошли два новых полка на самолётах Ил-28 (759-й и 846-й МТАП). Вскоре полкам передали награды и почётные наименования от расформированных годом ранее 51-го МТАП и 1-го гв. МТАП. Но спустя три года управление дивизии было расформировано, а её полки стали отдельными.

В 1971 -1972 гг. минно-торпедные полки на Балтике окончательно прекратили своё существование (759-й МТАП был расформирован, а 846-й гв. МТАП сначала переформирован в противолодочный, а позднее — в штурмовой полк). В это же время с Севера на аэр. Остров был перебазирован прославившийся ещё в годы Великой Отечественной войны 9-й гв. МРАП на самолётах Ту-16кс (бывш. 24-й МТАП ВВС СФ).

До 1974 г. в составе МРА БФ имелась 57-я МРАД на аэр. Быхов (170-й гв. МРАП и 240-й гв. МРАП) и два отдельных полка на аэр. Веретье (12-й ОМРАП и 9-й гв. ОМРАП). Но в том же году 9-й гв. МРАП был расформирован.

С 1976 г. 240-й гв. МРАП, первым в составе Авиации БФ, начал перевооружаться на сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22м2 с АКР Х-22. Двумя годами позднее на них перевооружился и второй полк — 170-й гв. МРАП. Это позволило существенно расширить ударные возможности дивизии. Кроме этих самолётов, в составе МРА остались ракетоносцы Ту-16к и постановщики помех Ту-16спс.

В 1989 г. «быховская» дивизия перевооружилась на ракетоносцы Ту-22мЗ, а 12-й ОМРАП, вооружённый самолётами Ту-16, в том же году расформирован. Его авиатехника была частично поставлена на хранение, а частично передана в третьи эскадрильи полков 57-й МРАД.

Но спустя всего два года произошёл развал Советского Союза, и по его Вооружённым Силам прокатилась волна сокращений. Новое руководство страны посчитало, что на Балтике не нужны ударные самолёты стратегического назначения.

В свете этого управление 57-й МРАД было переформировано в управление 57-й смешанной корабельной авиационной дивизии и перебазировано на Север, а её полки расформированы4. Так завершилась почти 60-летняя история бомбардировочной, минно-торпедной и морской ракетоносной авиации на Балтике.

Источники:

  1. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.