История части

В составе ВВС БФ в годы войны было два полка с таким номером. Один из них 18 января 1942 г. был преобразован в 4-й гвардейский ИАП ВВС БФ.

21 ноября 1942 г., в соответствии с приказом НК ВМФ, на базе 13-й ОИАЭ ВВС БФ в г. Саранск, на аэродроме Рузаевка, на базе 1-го ЗАП ВВС ВМФ был развёрнут 13-й истребительный Краснознамённый авиационный полк трёхэскадрильного состава. На вооружение полк получил самолёты Як-7б (1-я и 3-я АЭ) и ЛаГГ-3(2-я АЭ).

В марте 1943 г. из состава полка несколько лётчиков было направлено в другие части ВВС БФ, а сам полк был направлен на аэродроме Новинки Новгородской области. К 20 марта программа обучения на аэродроме Новинки была завершена.

В середине апреля 1943 г., по завершении переучивания и переформирования, 13-й ИАП перебазировался на аэродром Борки в Ленинградской области. По воздуху туда перелетели 5 Як-7б и 6 ЛаГГ-3. Кроме них, в полку имелся учебный самолёт Як-7в. Основная часть полка перебазировалась наземным эшелоном. Всего в Борки прибыло 25 пилотов, ещё 4 лётчика продолжали переучивание на аэродром Богослово Новгородской области. На новом месте полк вошёл в состав вновь сформированной 9-й штурмовой авиабригады ВВС БФ. На него была возложена задача прикрытия в воздухе штурмовиков 7-го гв. ПШАП дивизии. С первого же дня пребывания на фронте полк включился в боевую работу, сопровождая и прикрывая штурмовики Ил-2. Кроме этого, самолёты полка вели воздушную разведку над Финским заливом в районе островов Гогланд, Большой и Малый Тютерс.

14 мая 1943 г. от зенитного огня погиб лётчик полка Владимир Жигач. Это была первая потеря после прибытия 13-го ИАП на фронт.

В середине мая из-за недостатка самолётов в полку лётчики 1-й АЭ были переданы в другие подразделения. Теперь 13-й ИАП воевал составом двух эскадрилий.

20 мая в воздушном бою в районе Шепелевского маяка погиб лётчик полка Вячеслав Ефимов.

21 мая в воздушном бою в районе о. Лавенсаари погибли лётчики мл. лейтенант Хафис Хайбулин и сержант Павел Волох. В эти же дни в том же районе погиб лётчик 2-й АЭ сержант Алексей Просвирин.

26 мая, в результате налёта немецких истребителей-бомбардировщиков на аэродром Борки, были повреждены 6 самолётов полка.

2 июня 1943 г., при попытке посадить повреждённый в бою самолёт, погиб командир 3-й АЭ 14-го гиап капитан Александр Михайлович Иванов. Это была шестая потеря среди лётчиков 13-го ИАП с начала боевых действий. Кроме лётчиков, было потеряно 7 самолётов и ещё два — разбиты при вынужденных посадках. За это же время лётчики выполнили 404 боевых вылета и заявили об уничтожении 17 самолётов противника.

10 июня 1943 г. в воздушном бою, прикрывая наши корабли в море, был сбит ЛаГГ-3, пилотируемый лётчиком Волковым. Пилот погиб.

В первой половине июня 1943 г. из-за участившихся налётов противника на аэродром Борки 13-й ИАП вместе с 7-м гв. ПШАП был перебазирован на аэродром Бычье Поле на острове Котлин, но уже 12 июня оба полка вернулись на прежний аэродром. В этот же день над своим аэродромом был сбит немецкими истребителями и погиб лётчик 3-й АЭ Николай Хромов. Спустя несколько дней над аэродромом Борки разгорелся бой двух ЛаГГ-3 и одного Як-7б с восемью немецкими FW-190. Самолёт ЛаГГ-3, пилотируемый сержантом Иваном Вышниковым, был подбит, а лётчик убит в воздухе. Второй ЛаГГ-3, пилотируемый мл. лейтенантом Александром Губиным, также был подбит. Пилот попытался посадить его на аэр. Бычье Поле, но при посадке самолёт разбился, а Губин погиб.

К середине июня 1943 г. потери полка составили 14 пилотов. В полку оставалось только 7 исправных истребителей и 7 пилотов. Для восполнения потерь, в начале июля в полк прибыло молодое пополнение из ВМАУ им. И.В.Сталина, в количестве 7 лётчиков.

22 июля 1943 г. полк получил задачу частью сил перебазироваться на аэр. Каменка и прикрывать оттуда штурмовики Ил-2 35-го ШАП, наносящие удары по противнику в ходе операции по расширению коридора в районе Синявинских высот. Остальной состав полка с аэродрома Борки прикрывал Ил-2 7-го гв. ПШАП на Синявинском направлении и на морских коммуникациях в Финском заливе. На период Синявинской операции в боевом составе полка имелось 19 Як-7б, 2 ЛаГГ-3 и 17 боеготовых лётчиков. В это время тружениками Урала полку был подарен именной самолёт «Уральский алюминщик».

С конца июля 1943 г. 1-я АЭ полка была восстановлена. Командование ею было возложено на капитана А.В.Кувшинникова.

31 августа 1943 г. в воздушном бою над Выборгским заливом, прикрывая штурмовики Ил-2 7-го гв. ПШАП, был сбит Як-7б, пилотируемый Иваном Корниловым. Пилот приводнился в районе п-ова Койвисто и был взят в плен.

В ходе Синявинской операции самолёты Як-7б полка для нанесения бомбо-штурмовых ударов стали применять осколочные бомбы АО-25.

В октябре 1943 г. в боевом составе 13-й ИАП был уже 41 лётчик. За полгода боевой работы полк выполнил 2208 боевых вылета, из них 1391 —на прикрытие и сопровождение ударной авиации ВВС БФ. Лётчиками полка заявлено об уничтожении 60 вражеских самолётов.

10 ноября 1943 г. в воздушном бою погиб командир звена 1-й АЭ лейтенант Василий Иванович Бородин. В поединке с финским истребителем он таранил последнего, но и сам не уцелел в столкновении. Имя лётчика было увековечено на борту именного самолёта «Василий Бородин», который в декабре был передан его ведомому—лётчику 1-й АЭ М.Соловьёву.

Поздней осенью 1943 г., в ходе подготовки к операции по прорыву блокады Ленинграда, одной из главных задач 13-го ИАП стала воздушная разведка оборонительных сооружений и системы ПВО противника в полосе 2-й ударной армии. Несмотря на сложные метеоусловия в этот период года, лётчиками полка выполнялось по 3-4 разведывательных вылета в день.

С началом операции советских войск по полному снятию блокады Ленинграда, с 14 января 1944 г. истребители полка прикрывали штурмовики 7-го гв. ПШАП, наносящие удары по позициям противника. Кроме того, истребители сами использовали свое бортовое оружие для штурмовки вражеских объектов.

22 января 1944 г. капитану Константину Федотовичу Ковалёву, первому из лётчиков полка с начала боевых действий, было присвоено звание Героя Советского Союза.

К февралю 1944 г. 2-я АЭ полка полностью переучилась на самолёты Як-7б и Як-1.

11 февраля 1944 г. огнём зенитной артиллерии в районе порта Кунда были сбиты и погибли лётчики лейтенант Исаак Борохов, Михаил Глазков, а также мл. лейтенант Константин Пята.

13 февраля 1944 г. 13-й ИАП вместе с 7-м гв. ПШАП перелетел на новое место дислокации — аэродром Котлы Ленинградской области. За этот месяц полк произвёл 573 боевых вылета, из них больше половины — на штурмовку позиций противника. Остальные вылеты выполнялись на прикрытие штурмовиков, воздушную разведку и прикрытие своих войск. В воздушных боях было сбито 12 самолётов противника. Потери полка составили два лётчика: командиры звеньев Владимир Мошкалов и Виктор Никитин.

К марту 1944 г. на вооружение полка поступили истребители Як-9.

В марте 1944 г. лётчики полка выполнили 560 вылетов на сопровождение штурмовиков, наносящих удары по кораблям противника в Финском заливе. В воздушных боях было уничтожено 19 вражеских самолётов. В них полк потерял двух лётчиков: лейтенант Василий Шабунин, при вынужденной посадке 7 марта на вражеской территории, был убит, а мл. лейтенант Николай Жевнов, совершивший 23 марта вынужденную посадку на территории противника, попал в плен.

В связи с тем, что аэродром Котлы раскис и стал непригоден к использованию, в конце марта 1944 г. 13-й ИАП и 7-й гв. ШАП были перебазированы на аэр. Гора-Валдай, где имелась прочная полоса. Однако дежурное звено истребителей оставалось ещё некоторое время на старом месте базирования.

В начале апреля 1944 г. заместителю командира эскадрильи Герою Советского Союза капитану К.Ф.Ковалёву был вручён именной истребитель Як-7б, построенный на личные средства знаменитого профессора-парапсихолога Вольфа Мессинга. На его борту были надписи «За победу!» и «Подарок от советского патриота профессора В.Г.Мессинга — балтийскому лётчику Герою Советского Союза К.Ковалёву». На его счету к этому времени было 16 лично сбитых самолётов противника и ещё 15 — в группе. На именном самолёте К.Ковалёв сбил ещё 4 вражеских самолёта.

В начале мая 1944 г. аэродром Котлы вновь стал пригоден к эксплуатации, и 13-й ИАП вместе с 7-м гв. ПШАП вернулись на своё старое место дислокации. В полку 6 самолётов Як-9 были оборудованы плановыми фотоаппаратами АФАИ-27 и выделялись для ведения воздушной разведки и контроля результатов ударов штурмовиков.

16 мая 1944 г. 9-я ШАД всем составом, совместно с 12-м гв. ПБАП и 1-й гв. ИАД ВВС Балтийского Флота, участвовала в операции по разгрому немецкого отряда боевых кораблей в Нарвском заливе. В воздушных боях с истребителями противника, прикрывающими корабли, 13-й ИАП потерял троих лётчиков: ст. лейтенанта Василия Самохвалова, мл. лейтенантов Ивана Чуяшова и Николая Гладкевича.

В ходе подготовки к Выборгско-Петрозаводской операции советских войск, самолёты Як-9 полка, оборудованные аэрофотоаппаратами, вели разведку ВМБ Котка и аэродрома Утти.

За июнь 1944 г. лётчиками 13-го ИАП было выполнено 620 боевых вылетов. В воздушных боях, по заявлениям пилотов, было уничтожено 3 самолёта противника. Потерь своих самолётов и лётчиков полк не имел. К этому времени пять лётчиков полка были подготовлены к выполнению полётов ночью.

Указом Президиума ВС СССР от 23.07.1944 г. и приказом НК ВМФ СССР № 343 от 29.07.1944 г., за мужество и героизм, проявленные личным составом в ходе Выборгско-Петрозаводской операции, 13-й ИАП был преобразован в 14-й гвардейский истребительный Краснознамённый авиационный полк. Командир полка майор А.А.Мироненко был удостоен звания Героя Советского Союза. Ему также было присвоено звание подполковника. Лётчиками полка в ходе операции было сбито 9 вражеских самолётов. Собственные потери составили два лётчика: командир эскадрильи капитан С.Ф.Данилко и Р.П.Тебеньков.

С 19 июля по 13 августа 1944 г. 14-й гв. ИАП принял участие в уничтожении штурмовиками 9-й ШАД плав. средств противника на Чудском озере. Самолёты полка перед началом операции произвели разведку в районе эстонского побережья, а при нанесении ударов прикрывали штурмовики.

30 июля 1944 г., прикрывая штурмовики в воздушном бою, погиб мл. лейтенант Николай Сергеев.

С 16 по 18 августа полк обеспечивал боевую деятельность кораблей Чудской ВФ при высадке десанта на остров Пийриссаар.

С 24 по 26 августа 1944 г. полк принимал участие в прорыве советскими войсками Нарвского оборонительного рубежа противника.

К концу лета 1944 г. на вооружении полка остались только истребители Як-9.

В сентябре линия фронта откатилась далеко на запад, за Нарву, и 20 сентября 14-й гв. ИАП, вместе с 12-м гв. ПБАП 8-й МТАД ВВС БФ, перебазировался на аэродром Клопицы и Копорье. Оттуда полк принял участие в Таллинской операции:

21 сентября 1944 г. 12 истребителей Як-9 полка, вместе с 12 Як-9 12-го ИАП, прикрывали штурмовики Ил-2 7-го гв. ИАП и 35-го ШАП, наносящие удары по Купеческой гавани ВМБ Таллин;

23 сентября полк, составом 30 Як-9, прикрывал удар 27 Пе-2 12-го гв. ПБАП по Таллину.

В конце сентября 1944 г. приказом командующего ВВС БФ 14-й гв. ИАП из 9-й ШАД был передан в состав 8-й МТАД.

Теперь его главной задачей стало прикрытие торпедоносцев и пикировщиков дивизии при нанесении ими ударов по кораблям противника в море.

23 сентября 1944 г., после ликвидации немецкой группировки «Нарва», 14-й гв. ИАП перебазировался на аэродром Паневежис в Литве. Там уже дислоцировались остальные полки 8-й МТАД: 1-й гвардейский МТАП, 51-й МТАП, 12-й гв. ПБАП и 21-й ИАП. С этого аэродрома он осуществлял истребительное прикрытие пикировщиков и торпедоносцев дивизии над морем.

Боевые вылеты в море начались 1 октября 1944 г. против крупного конвоя противника в Рижском заливе. В этот день 36 Як-9 прикрывали 12-го гв. ПБАП. В воздушном бою погиб лётчик 2-й АЭ мл. лейтенант Мансур Хафизов.

10 октября полк всем составом (36 Як-9) прикрывал удар пикировщиков 12-го гв. ПБАП по Либаве. В воздушном бою погиб командир звена ст. лейтенант Николай Кузьмич Репин. Лётчики полка заявили об уничтожении 5 вражеских самолётов.

26 октября 1944 г. 14-й гв. ИАП получил на вооружение 35 истребителей Як-9м.

30 октября 1944 г. 25 истребителей Як-9 полка прикрывали 27 советских пикировщиков Пе-2 12-го гв. ПБАП в ударе по Либаве. Немецкими истребителями и зенитной артиллерией было сбито не менее 9 пикировщиков.

5 ноября 1944 г. указом ПВС СССР, за отличия в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Прибалтике, 14-й гв. ИАП был награждён вторым орденом Красного Знамени, а начальник штаба полка майор Дмитрий Михайлович Шаров удостоен звания Героя Советского Союза.

За ноябрь полк совершил 52 боевых вылета, в которых было уничтожено 5 вражеских самолётов. Всего за период с января по ноябрь 1944 г. полк потерял 19 лётчиков погибшими и ещё 7 — ранеными.

19 декабря 1944 г. огнем зенитной артиллерии кораблей противника был сбит Як-9, пилотируемый лейтенантом Александром Слесаревым. При вынужденной посадке на лес самолёт перевернулся и лётчик, накрытый им, погиб.

В январе 1945 г. 14-й гв. ИАП принимал активное участие в боях по взятию советскими войсками г. Мемель (ныне — Клайпеда). 28 января город был взят, а 29 января в приказе ВГК полку, среди других частей и соединений, была объявлена благодарность.

16 февраля 1945 г. полк, вместе с остальными частями 8-й МТАД (1-м гв. МТАП и 12-й гв. ПБАП), перебазировался на аэродром Грабштейн в Восточной Пруссии (ныне — Грижай в Литве).

В связи с тем, что данный аэродром был не приспособлен к обеспечению такого большого количества самолётов, 14-й гв. ИАП вместе с 12-м гв. ПБАП 21 февраля перебазировался на аэродром Дрессен.

Приказом ВГК №056 от 01.04.1945 г., за большой вклад, внесённый в освобождение г. Мемель, 14-й гв. ИАП было присвоено почётное наименование «Клайпедский».

В начале апреля полк начал перевооружаться на самолёты Як-9у. Часть из них была получена в Москве, а часть из 3-й ВА.

Из-за весенней распутицы аэродром Дрессен стал также не пригоден к использованию и 7 апреля 14-й гв. ИАП вместе с 12-м гв. ПБАП перелетели на аэродром Аглонен.

9 апреля 1945 г., прикрывая штурмовики и пикировщики ВВС БФ при ударе по ВМБ Пиллау, от огня зенитной артиллерии погиб командир 1-й АЭ капитан Иван Ильич Голосов. Это была последняя потеря полка в Великой Отечественной войне.

8 мая 1945 г. полк выполнил вылет на прикрытие пикировщиков 12-го гв. ПБАП, наносящих удар по кораблям противника в районе Либавы. Всего в этот день было выполнено 70 самолётовылетов. Лётчики заявили об уничтожении 14 вражеских самолётов.

С начала войны 14-й гв. ИАП выполнил 11201 боевой вылет. В воздушных боях было уничтожено 273 самолёта противника.

Уже после окончания боевых действий 24 мая 1945 г. указом ПВС СССР полк был награждён орденом Ушакова 2-й степени.

Данный полк, один из немногих в Авиации ВМФ, получил на вооружение несколько истребителей Як-3. Именной самолёт от моряков Амурской Военной Флотилии получил лётчик полка С.Роговой.

После войны полк получил истребители Белл P-63 «Кингкобра» американского производства, которые оставались на вооружении до мая 1951 г.

С 11 декабря 1948 г., на основании директивы НГШ ВМФ №0056 от 10.04.1948 г., 14-й гв. ИАП был переименован в 246-й гвардейский истребительный Клайпедский Краснознамённый авиационный полк, входящий в состав 8-й МТАД ВВС 4-го ВМФ. Полк базировался на аэродроме Нейкурен (ныне — Пионерский, Калининградская область).

В мае 1951 г. полк, первым в ВВС БФ (и, предположительно, первым в ВВС ВМФ), перевооружился на реактивные истребители МиГ-15.

Полк находился в составе 8-й МТАД до 1953 г., впоследствии его передали 24-й гв. ИАД ВВС 4-го ВМФ, с перебазированием на аэродром Коса (бывший Нойтиф).

К октябрю 1960 г. 246-й гв. ИАП 24-й гв. ИАД, вооружённый самолётами МиГ-17, на аэродроме Коса был расформирован, в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР».

На вооружении 14-го гвардейского истребительного авиаполка состояли самолёты: ЛаГГ-3, Як-3, Як-7б, Як-7в, Як-9, Як-9м, Як-9т, Як-9у, Р-63 «Кингкобра», МиГ-15, МиГ-17.