История части

В ноябре 1943 г., на основании приказа НК ВМФ №0800 от 22.10.1943 г., на аэродроме Бернгардовка (поселок Приютино, ныне — в черте города Всеволожск Ленинградской области) в резерве ВВС БФ началось формирование 51-го минно-торпедного авиационного полка трёхэскадрильного состава, по штату №030/264. Данный штат предписывал наличие в эскадрильях по 10 самолётов и ещё 2 самолёта — в управлении полка.

Новая авиационная часть формировалась на базе личного состава расформировываемых тем же приказом 58-й ОМРАЭ (бывш. 58-я ОАЭ ВУ), 25-й ОИАЭ (ОНШАЭ) и 6-й ОСАЭ ВВС БФ. Его также пополнили молодыми лётчиками из 3-го ЗАП ВВС ВМФ, прошедшими обучение на самолётах Дуглас А-20 «Бостон».

В декабре 1943 г. ещё не завершивший формирование полк был включён в состав 8-й МТАД ВВС БФ. И хотя прошло почти три месяца с начала формирования части, на 1 января 1944 г. в ней имелся всего один самолёт А-20 и один Ил-4.

В январе 1944 г. эти два самолёта полка приземлились на аэродром Приютино на северо-восточной окраине Ленинграда.

В середине февраля лётный и технический состав полка, в количестве 17 экипажей, поездом убыл в Северный Казахстан, на станцию Тайнча (Новосухотино), куда прибыл 20 февраля для приёмки самолётов «Бостон» в 3-м ЗАП ВВС ВМФ. Однако из Тайнчи личный состав полка самолётом перебросили в Красноярск. Там самолёты были приняты от перегоночного полка ВВС и облётаны, после чего на них перелетели под Ленинград.

До середины февраля 51 -й МТАП базировался на аэродромы Новая Ладога и Приютино, осуществляя доукомплектование и боевое слаживание.

С 15 февраля 1944 г. полк вошёл в состав действующей армии. Пополнение его самолётами происходило за счёт передачи повидавших виды «Бостонов» из 1-го гв. МТАП ВВС БФ.

В мае полк ненадолго перебазировался на аэродром Гражданка, расположенный в черте Ленинграда, после чего опять вернулся в Приютино.

По состоянию на 1 июня, полк был укомплектован 32 самолётами A-20G. Из них 11 самолётов были не боеготовые (в том числе, 9 «Бостонов» проходили переоборудование в вариант A-20-DO, с кабиной штурмана в носовой части самолёта).

9 июня 1944 г. 51 -й МТАП, в основном, завершил подготовку к боевым действиям. В полку 1-я и 3-я эскадрильи были подготовлены в качестве торпедоносцев, а 2-я АЭ — топмачтовиков.

18 июня 1944 г. 51-й МТАП составом 30 экипажей перебросили на аэр. Клопицы в Ленинградской области, и 20 июня состоялся первый боевой вылет на бомбардировку финского порта Котка. Этот аэродром стал отправной точкой боевого пути части. Не случайно на нём в послевоенные годы, по инициативе Совета ветеранов, был установлен обелиск в память авиаторов полка.

21 июня, после тщательной предварительной подготовки к операции, 8 самолётов А-20 из 2-й АЭ полка, совместно с 5 Ил-4 из 1-го гв. МТАП, с аэродрома Новая Ладога выполнили боевой вылет на уничтожение плотины ГЭС «Свирь-2». Задача экипажами была выполнена успешно.

Разрушения на плотине ГЭС "Свирь" в результате удара 51-го МТАП

Разрушения на плотине ГЭС «Свирь» в результате удара 51-го МТАП

23 июня была выполнена первая в полку торпедная атака немецких кораблей в порту Палдиски.

В июне 1944 г. самолёты А-20 полка участвовали в одной из самых необычных акций ВВС ВМФ, имевших место за время войны, — минно-торпедном ударе по плотине ГЭС на р. Свирь.

Окончательное формирование 51-го МТАП было завершено только к середине июля 1944 г.

По состоянию на 12 июля 1944 г., в составе полка имелось 22 самолёта A-20G. Однако, в связи с тем, что 1-й гв. МТАП понёс значительные потери в лётном составе и самолётах, решением командования ВВС БФ ему передали 1-ю АЭ 51-го МТАП (9 экипажей).

К середине июля 1944 г. полк перебазировался на аэродром Борки на южном побережье Финского залива.

16 июля 4 самолёта-топмачтовика А-20 полка с аэродрома Борки, совместно с 22 Пе-2 12-й гв. ПБАП, выполнили налёт на крейсер ПВО (плавбатарею) «Ниобе» (бывш. голландский ББО «Гельдерланд»). Прикрытие ударных самолётов выполняли истребители Як-9 из 21-го ИАП, а расчистку воздушного пространства — Ла-5 из 1-й гв. ИАД ВВС БФ. В результате этого налёта, немецкий крейсер был потоплен, но и полк потерял один «Бостон» с экипажем лейтенанта Шилкина. За этот вылет лётчики И.Н.Пономаренко, И.В.Тихомиров и И.К.Сачко были удостоены звания Героя Советского Союза. Они первыми в полку были удостоены этого звания.

В период с 22 по 30 июля экипажи полка выполняли вылеты на удары по кораблям и судам противника в районах Таллина, Либавы, в Финском и Рижском заливах.

В летнем наступлении БФ в Финском заливе и в операциях войск Ленинградского и Карельского фронтов 51-й МТАП принял активное участие, но понёс большие потери, и 4 августа 1944 г. был отведён в Новоладожский учебный центр для пополнения. За высокие потери (13 самолётов и 11 экипажей) командир полка В.М.Кузнецов был снят с должности и назначен с понижением в 1-й гв. МТАП. Одновременно 12 экипажей полка были переданы в 1-й гв. МТАП, а в полк, им на замену, поступили самолёты и экипажи из военно-морских авиационных училищ и перегоночной авиагруппы ВВС ВМФ.

С 12 сентября 1944 г., завершив переформирование и обучение, 51-й МТАП вновь приступил к боевой деятельности с аэродрома Клопицы. Объектами ударов экипажей полка были корабли и суда противника, осуществляющие эвакуацию немецких войск из Таллина. Первоначально в боевые вылеты посылались только экипажи 3-й АЭ — бывшие перегонщики, но с 17 сентября к работе также подключились 1-я и 2-я АЭ полка.

22 сентября 1944 г. приказом Верховного Главнокомандующего, за проявленное мужество и героизм в боях при освобождении столицы Эстонии, 51-му МТАП вместе с другими частями и соединениями было присвоено почётное наименование «Таллинский». Верховный Главнокомандующий своим приказом от 22.09.1944 г., за освобождение Таллина, объявил всему личному составу полка благодарность, а 23 сентября полк получил ещё одну благодарность — за освобождение порта и г. Пярну (Пернов).

29 сентября 1944 г. в полку произошло трагическое событие — при возвращении из боевого вылета в СМУ столкнулся с водной поверхностью «Бостон», пилотируемый командиром полка майором Ф.А.Ситяковым. Лётчик и флагманский штурман полка Г.А.Заварин погибли, а стрелок-радист — начальник связи полка П.М.Черкашин был спасён катером.

11 октября 1944 г. полк, составом в 21 самолётов А-20, перебазируется на аэродром Паневежис. К этому времени на данном аэродроме собралась вся 8-я минно-торпедная дивизия: 1-й гв. МТАП, 12-й гв. ПБАП, 51-й МТАП, 14-й гв. ИАП, 21-й ИАП.

В октябре-декабре 1944 г. одним из основных объектов ударов полка стала ВМБ Либава. В результате воздушных налётов, лётчики заявили об уничтожении в порту нескольких кораблей и судов противника, но и сами понесли потери от зенитного огня и истребителей. Кроме бомбовых и торпедных ударов по кораблям, экипажами полка выполнялись также минные постановки на коммуникациях и подходах к портам Либавы, Виндавы, Данцигской бухты.

С середины ноября 51-й МТАП принял участие в операции советских войск по освобождению островов Моонзундского архипелага. Из его состава было выделено 6 самолётов А-20 «Бостон» с экипажами 1-й АЭ, под командованием капитана И.Д.Тимофеева. Авиагруппа перебазировалась на аэродром Пярну, где находилась 9-я ШАД ВВС БФ, и вошла в оперативное подчинение её командиру — ГСС подполковнику Я.З.Слепенкову. В ходе операции 21 (23) ноября 1944 г. авиагруппа участвовала в нанесении массированных воздушных ударов по немецкому тяжёлому крейсеру «Адмирал Шеер» в районе п-ова Сырве на острове Саарема (по докладам экипажей, удалось добиться одного попадания 500-кг бомбой в крейсер, но реально он не пострадал). Это был, пожалуй, единственный случай атаки в море боевого корабля такого класса самолётами ВВС ВМФ СССР.

28 декабря 1944 г. 3-я АЭ 51 -го МТАП под командованием капитана К.А.Мещерина перебазировалась с аэродрома Паневежис на аэродром Паланга на побережье Балтийского моря. Новый аэродром оказался не совсем подходящим для базирования торпедоносцев из-за своих ограниченных размеров. Однако приходилось с этим мириться, так как он находился в непосредственной близости к коммуникациям противника.

По состоянию на 1 января 1945 г., в составе полка имелось 24 А-20С «Бостон». Кроме того, в резерве на аэродром Гражданка числилось ещё 12 Ил-4 и 16 А-20А. За 10 месяцев боёв полк потерял 67 самолётов и 200 человек личного состава. Всё это время он действовал против ВМБ и коммуникаций противника.

28 января 1945 г. советские войска овладели городом и ВМБ Мемель. За активное участие в овладении этим важным портом и городом, проявленные при этом мужество и отвагу Верховный Главнокомандующий объявил всему личному составу 51-го МТАП благодарность.

15 февраля 1945 г., вслед за наступающими войсками, 1-я и 2-я АЭ 51-го МТАП перебазировались на аэродром Паланга. Однако «теснота» аэродрома и близость его к линии фронта затрудняла деятельность полка, и 9 марта он, совместно с 21-м ИАП, перелетел на аэр. Грабштейн (ныне — Грижай) в 20 км юго-восточнее г. Мемель (Клайпеда). Новый аэродром представлял собой относительно ровное поле, на котором силами тыловых служб выкорчевали кусты и уложили металлическую полосу. К этому времени там уже базировался 1-й гвардейский МТАП.

22 марта 1945 г. экипаж капитана Ф.Н.Макарихина добился юбилейной победы — их торпедой был потоплен «сотый» вражеский транспорт (по послевоенным подсчётам, реальные победы полка оказались более скромными). В этот же день лётчики полка участвовали в налёте Авиации БФ на германский крейсер «Зейдлиц».

В конце марта, для восполнения потерь, в полк прибыло 6 экипажей из 36-го МТАП ВВС СФ, который к этому времени стал невоюющим.

5 апреля 1945 г. за отличия в боях полк был награждён орденом Красного Знамени, а всего через две недели — 20 апреля, за доблесть и мужество, он был удостоен ордена Ушакова 2-й степени.

По состоянию на 24 апреля, в составе полка оставалось исправными 23 самолёта А-20 «Бостон».

С 29 апреля 1945 г. 51-й МТАП базируется на аэродроме Кольберг в Восточной Пруссии (ныне — Колобжег в Польше). На этом же аэродроме вместе с ним базировались 1 -й гв. МТАП, 15-й ОРАП, 21-й ИАП и 7-й гв. ПШАП ВВС БФ.

4 мая 1945 г. экипажи 1-й и 3-й АЭ полка (10 А-20) участвовали в потоплении на рейде ВМБ Свинемюнде немецкого учебного линейного корабля «Шлезиен» и вспомогательного крейсера «Орион». В этом вылете не обошлось без потерь — от зенитного огня кораблей погиб экипаж мл. лейтенанта Н.Линника.

5 мая, за участие в боях по овладению ВМБ Свинемюнде, полк был удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего. Всего за время боевых действий с июня 1944 г. 51-й МТАП удостаивался такой благодарности 9 раз.

Плавучая зенитная батарея "Ниобе"

Плавучая зенитная батарея «Ниобе»

8 мая 1945 г. полк всем составом нанёс два удара по судам противника, находящимся в гаванях острова Борнхольм, чтобы воспрепятствовать их уходу на Запад. Это были последние боевые вылеты полка в Великой Отечественной войне.

Пилот 2-й эскадрильи лейтенант П.И.Шилкин, экипаж которого погиб при атаке "Ниобе"

Пилот 2-й эскадрильи лейтенант П.И.Шилкин, экипаж которого погиб при атаке «Ниобе»

Оценка боевой деятельности полка командованием ВВС БФ за период с 18 июня 1944 г. по 9 мая 1945 г. была следующей:

потоплено 159 боевых кораблей и транспортов противника, в том числе: линкор «Шлезиен», крейсер ПВО (плавбатарея) «Ниобе», вспомогательный крейсер «Орион», 7 эсминцев, миноносец, 17 сторожевых кораблей, 8 тральщиков, подводная лодка, сторожевой катер, 3 буксира и 6 самоходных десантных барж, два танкера, плавучий док и 109 транспортов общим водоизмещением 572 000 т;

на фарватерах, вражеских портах и базах произведено 99 минных постановок.

Всего в годы войны звания Героя Советского Союза были удостоены семь авиаторов полка: А.А.Богачёв, М.В.Борисов, Г.А.Заварин (посмертно), И.Н.Пономаренко, И.И.Рачков, И.К.Сачко, И.В.Тихомиров.

Ещё трое авиаторов полка были удостоены звания Героя России более чем через полвека — в 1998 г.: Ф.И.Дорофеев, А.И.Игошин, В.П.Носов.